ЛетописьАпокалипс>  державный орел России

Глава «ДЕРЖАВНЫЙ ОРЕЛ РОССИИ»
из книги А.А.Щелоков «Увлекательная геральдика»
------------------------------------------------------------------------------------
Откуда залетел этот черный неуклюжий двуглавый орел на герб России?
Ответ на вопрос для знающих историю не столь уж и сложен.

Впервые изображение двуглавого орла появилось в Римской империи в 326 году при императоре Константине Великом. А когда тот перенес свою столицу в город Византию и переименовал его в Константинополь, в 330 году орел приобрел статус государственной эмблемы. Более чем тысячу лет спустя, а именно в 1434 году, эмблему утвердили государственным гербом Священной Римской империи.
Появлению двуглавого орла в слаборазвитой еще российской геральдике способствовали два исторических события:
Во-первых, 1472 году русский великий князь Иван III женился на племяннице императора Константина XII Палеолога Софье Палеолог.
Во-вторых, в 1490 году в Москву прибыло посольство императора Священной Римской империи Максимилиана I. Первое событие позволило Ивану III по праву супружества принять константинопольского орла в качестве собственного герба, поскольку тот был изображен на троне, который Софья привезла с собой в Россию. Второе закрепило признание нового герба великого князя представителями Священной Римской империи, поскольку его изображение имелось на печатях, которыми скрепили договор две стороны.












Слева - герб Палеологов. Из собрания Государственной публичной библиотеки в Санкт - Петербурге. Справа - гербовый орел на печати государя всея Руси Иоанна III. Унылая царственная птица, до поры не заявляюшая особых претензий. 1497 г.

  Новые отношения со Священной Римской империей заметно укрепили положение великого князя. «Иоанн после брака на племяннице императора византийского, - писал С.М.Соловьев - явился грозным государем на московском великокняжеском престоле; он первый получил название Грозного (не путать и Иваном IV Грозным. - А.Щ.), потому что являлся для князей и дружины монархом, требующим беспрекословного повиновения и строго карающим за ослушание, возвысился до царственной недосягаемой высоты, перед которою боярин, князь, потомок Рюрика и Гедемина должны были благоговейно преклоняться наравне с последним из подданных; по первому мановению Грозного Иоанна головы крамольных князей и бояр лежали на плахе».

  Герб и титул - это атрибуты, связанные друг с другом неразрывным смыслом и содержанием. Их нельзя рассматривать отдельно друг от друга, ибо только вместе они находятся в геральдическом соответствии. Герб без титула - рисунок, не имеющий легитимости. Лучшие правоведы и специалисты по государственной геральдике связывали рисунок герба с титулом самодержца всея Руси.
  Еще в грамотах Ивана Калиты впервые стало употребляться название «великого князя всея Руси». Но оно, как отмечал С.М. Соловьев, не употреблялось в сношениях с литовским двором до времен Ивана III, который в переписке с Александром Литовским стал употреблять выражение: «Иоанн (вместо прежнего Иван), божьею милостию государь всея Руси и великий князь владимирский и московский, и новгородский, и псковский, и тверской, и Югорский, и пермский, и болгарский, и иных».
  В сношениях с Ливонией и мелкими немецкими княжествами Иоанн именует себя царем всея Руси. В грамоте датского короля Иоанн назван императором. Царем и самодержцем назвали его иерархи Русской православной церкви.
Одна из грамот Иоанна, подписанная в 1497 году, была скреплена государственной печатью, на одной из сторон которой впервые изображен двуглавый коронованный орел с распростертыми крыльями и когтями, а на другой есть изображение всадника, который попирает дракона и протыкает ему горло копьем.

  В 1505 году княжеский престол после смерти Ивана III занял его сын Василий. Титул его уже стал звучать иначе: «Великий государь Василий, божиею милостию государь всея Руси и великий князь владимирский, московский, новгородский, псковский, смоленский, тверской, югорский, пермский, вятский, болгарский и иных, государь и великий князь Новгорода Низовской земли и черниговский, и рязанский, и волоцкий, и ржевский, и бельский, и ростовский, и ярославский, и белозерский, и удорский, и обдорский, и кондийский, и иных».
  Тот, кто глубоко изучал историю нашей страны, не мог не заметить, что орел в России почти никогда не являлся общегосударственным символом. Он служил гербом правившего монарха, и всякий раз общий рисунок, а особенно его детали менялись одновременно со сменой лиц, занимавших царский престол.
  Каждый очередной самодержец, едва получив право на власть, немедленно устранял из герба то, что внес туда его предшественник, и вносил символы, которые считал своими собственными. Они должны были продемонстрировать, какие идеалы новый монарх собирался утвердить в обществе.

   ГЕРБОВЫЕ ОРЛЫ НА БОЛЬШОЙ ПЕЧАТИ ИВАНА III ГРОЗНОГО. 1562 -1578г.

  В одних гербах русских государей неожиданно возникали знаки угрозы, в других появлялись намеки на особое миролюбие и благость. Но во всех случаях самодержцы старались добавить в герб те знаки, которые свидетельствовали о расширении своего влияния, приобретении новых территорий, подчинении власти русского царя новых народов.












                                      Гербовые орлы на Большой печати Ивана IV Грозного. 1562-1578г.

  1562 1578 годы. К власти пришел Иван Васильевич Грозный. Первой его политической целью стало сокрушение противодействовавшего самодержавию боярства. Учреждена опричнина. Царь обретает силу, и орел слегка расправляет крылья, поднимает головы. На груди орла появляется единорог - как символ угрозы тем, кто попытается не подчиниться монаршей воле.
  На Большой государственной печати Ивана IV герб имеет два разных рисунка. На лицевой стороне висячей печати на груди орла изображен всадник с копьем - «ездец», а на оборотной на том же месте - единорог. Над головами орла вместо двух княжеских корон появляется царская корона.
  По мере усиления собственной власти Иван Грозный вносит изменения в герб, каждый раз стараясь усилить державную символику.
«Православие. Самодержавие. Народность». Порядок слов в этом девизе русских царей (правда, утвержденный неофициально лишь в XIX столетии) создает впечатление, что в обществе строго соблюдался примат власти духовной, идущей от церкви и освящавшей власть самодержца. На деле все было далеко не так. Во главе угла была как раз царская власть. Именно повиновению всякой гражданской власти, учили продажные фарисеи, видать была в этом своя корысть.
  «Всяка душа властем предержащим да повинуется: несть бо власть аще не от бога, сущая же власти от бога учинены суть» (Рим.13:1 Славянский текст). Да, если не от Бога - не власть.
  Именно продажность фарисеев, обманом заставить христиан чтить всякую светскую, в первую очередь царскую, власть сделала эту религию привлекательной для самодержцев Священной Римской империи и позволила ей занять ведущее место в странах, стремящихся к единовластию.
  Игумен Соловецкого монастыря Филипп, возведенный в Москве в сан митрополита, попытался обуздать жестокость Ивана Грозного публично во время богослужений, попрекая его в грехах. У С.М.Соловьева подобные сцены описаны так: «Только молчи, одно тебе говорю: молчи, отец святый! - говорил Иоанн, сдерживая дух гнева, который владел им. - Молчи и благослови нас!» Филипп: «Наше молчание грех на душу твою налагает и смерть наносит». Иоанн: «Ближние мои встали на меня, ищт мне зла; какое тебе дело до наших царских советов?» Филипп: «Я пастырь стада Христова!» Иоанн: «Филипп! Не прекословь державе нашей, чтобы не постиг тебя гнев мой, или лучше оставь митрополию!»
  В конце концов, царь изгнал митрополита в Тверской Отроч монастырь. В 1569 году, проезжая Тверь, Иоанн заслал к Филиппу одного из самых приближенных опричников, Малюту Скуратова, взять благословение; но Филипп не дал его, говоря, что благословляет только добрых и на доброе дело.
Опричник тут же задушил его.

НЕТ ВЛАСТИ НЕ ОТ БОГА?
«...несть бо власть аще не от бога» (Рим.13:1 Церковнославянский текст).













  Обилие крестов на новом гербе (а их там всего пять!) словно подчеркивает царь от Бога, христианское смирение царя, но как его совместить с мечом? Оказывается, сделать это совсем нетрудно. Меч в такой же степени христианский символ как и крест.
  Помимо трех крестов, подпирающих символ царской власти - державу, Иван Горозный вкладывает в лапы орла крест и меч, достаточно ясно символизирующие возложенную им на себя миссию нести свет православия на Восток.













                                            Гербовый орел на печати царя Федора Ивановича. 1589г.

  «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч».
Это слова Иисуса Христа своим ученикам. (Матф.10:34)
  При Федоре Ивановиче, последним русским царем из династии Рюриковичей, орел снова меняет облик. Лапы царственной птицы освобождаются от ноши, на нагруднике, конфигурация которого заимствована с ранней печати отца - Ивана IV, помещен ездец - в княжеской короне без нимба над головой. Обе головы орла покрыты царскими коронами, между ними - высокий православный крест.












                                     Гербовый орел периода правления Бориса Годунова. 1589-1605г.

  Новые изменения в облике державного орла произошли после смерти царя Федора Ивановича, не оставившего наследников. Его место на престоле занял Борис Годунов, брат жены Федора Ивановича. Он выдвинулся еще во время опричнины и все время после смерти Ивана Грозного помогал его наследнику, слабого здоровьем, править страной.
  При всех своих амбициях Борис Годунов не рискнул оснастить герб атрибутами царской власти. Головы орла подняты к небу, словно взывая к Богу о благословении и покровительстве, с них исчезли короны, нагрудник заменил гербовый щит со всадником. В лапах орла появились православный крест и Еванглие. Они подчеркивали смирение нового самодержца перед Богом, благодарность Ему за полученную власть.















                                         Гербовый орел на печати первого царя династии Романова - Михаила. 1625г.

  В 1613 году в связи с пресечением династии Рюриковичей и прекращением смуты в России Земский собор возвел на русский престол Михаила Федоровича Романова.
  На гербовой печати нового царя орлу вновь возвращены атрибуты законной власти - крорны над головами, кроме того, появляется новая - третья корона, венчающая обе первых.















  Государственный орел на печати царя Алексея Михайловича Романова. По зарисовке Корба, сопровождающего в 1698-1699 годах посла Священной Римской империи, который прибыл в Москву для переговоров о войне с Турцией.

  14 декабря 1667 года был обнародован указ царя Алексея Михайловича «О титуле царском и государственной печати». Описание последней выглядело так: «Орел двоеглавый есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малые и Белые России Самодержца, Его Царского Величества Российского Царствия, на котором три короны изображены, знаменующие три великия, Казанское, Астраханское, Сибирское славные Царства, покоряющиеся Богом хранимому и высочайшей Его Царского Величества милостивейшего Государя державе и повелению; на правой стороне орла три грады суть, а описанию в титле, Великие и Малые и Белые России, на левой стороне орла три грады своими писаньми, образуют Восточных, Западных и Северных; под орлом знак отчима и дедича; а на персах изображение наследника: в пазногтех скипетр и яблоко собою являют милостивейшего Государя, Его Царское Величество Самодержца и Обладателя».
  Для более точного понимания расшифруем три старинных русских слова. «Грады» - ограждения, окружности, в гербе - медальоны. «Пазногть» - последний, крайний сустав пальца или оконечность его. «Пи-Сань» - рисунок.
  Обратите внимание: в гербе Алексея Михайловича символы православия, которые столь много места занимали в символике предшествующих ему царей, сведены к минимуму. Крест мы обнаруживаем только на державе, но это не самостоятельный религиозный знак, а один из атрибутов царской власти. Точно так же и маленькие крестики на короне, венчающей обе головы орла.

  Трудно сказать, считает ли себя знатоком российской геральдики уже упоминавшийся нами господин Ю.Кушер, но объяснения многим историческим фактам в угоду современным реалиям он дает крайне оригинальные. «Снятие с герба церковных атрибутов», - читаем мы в официозе «Государственные символы и награды Российской Федерации», автором которого является Ю.Кушер, - «воспринималось как знак единения народов России независимо от религиозных убеждений». Более надуманную интерпретацию истории трудно представить.
  Вопрос об общенациональном единении в царской России никогда не стоял. В официальных документах империи фигурировали понятия «верноподданные» или «подданные». Выражение «граждане России» - в юридический язык не входило. Законы четко делили общество по сословиям и национальным признакам. Дворяне, промышленники, купцы, мастеровые, крестьяне, казаки, инородцы, башкиры, киргизы и другие азиаты, туземцы Кавказского края, евреи... Это не полный перечень социального статуса населявших Россию людей, от которого зависели их права и преимущества.
  Обратимся за подтверждением к высочайше утвержденному императором положению «О награждении медалями» Российской империи. Итак, кто же мог быть представлен к пожалованию награды?
«729. Кто в должности церковного старосты Православного исповедания, прослужив три трехлетия...
730. Избранный в должность Эконома Суздальского Богадельного Дома, если, прослужив три трехлетия...
731. Члены Орловской Судоходной депутации, прослужившие пять лет с пользою и честью...
732. ...русские шкиперы или штурманы беспорочно прослужили в сем звании на кораблях, принадлежащих русским подданным, двенадцать лет.
733. Шкиперы и матросы Кавказской гребной флотилии...
734. Волостные старшины за беспорочное девятилетнее исправление должности...
735. Председатель волостного суда, волостные судьи, волостные старшины, их помощники и члены схода в Прибалтийских губерниях...
736. Башкиры... занимающие должности по выбору в волостном и сельском управлении... награждаются золотыми и серебряными медалями, на основании особых правил.
739. Раввины, получившие почетные права купцов первой гильдии...
741. Состоящие при учрежденных от правительства еврейских учебных заведениях Почетные блюстители из евреев...»

  Такова благостная картина народного единения вне зависимости от религиозных убеждений под сенью орла, не держащего в лапе крест.
Да, вот, кстати, еще один пункт о медалях:
«Евреи, состоящие при Генерал-Губернаторах для исполнения особых поручений, приобретают усердною службою и оказанными по должности отличиями право на награждение медалями, но ни в коем случае не прежде пятнадцатилетнего срока служения».
  Только не подумайте, что это шутка. Сие установление записано в положение о медалях как пункт 740 и утверждено Законом империи от 3 июля 1850 года № 24 ст. 288 5 в.

Теперь о том, почему на самом деле царь Алексей Михайлович изьял крест из лапы гербрвого орла. Правда в том, что в борьбе за укрепление личной власти ему пришлось решительно присечь попытку патриарха Никона уравнять в правах понятия «православие» и «самодержавие».
В 1652 году, получив высший церковный титул, патриарх Никон вспомнил, что: - «священная власть выше царской, "родовую травму" Романовых (1613 года), несть бо власть аще не от бога (Рим.13:1 славянский текст)». Это сразу нашло отражение в тоне посланий и грамот священнослужителя, с которыми он обращался к подданным царя. Даже обращаясь к высоким государственным сановникам, он считал возможным писать: «От великого государя, святейшего Никона, патриарха московского и всея Руссии, на Вологду, воеводе князю Ухтомскому...»
  Цари никогда таких вольностей никому не прощали, поскольку делиться самодержавной властью ни с кем не намеревались. Попытка Никона считать себя «великим государем» обошлась ему дорого: «Тишайший» (так называли царя Алексея Михайловича) отправил дерзкого патриарха в ссылку. Спустя долгое время отчаявшийся Никон униженно писал царю: «Ради всех этих моих вин отвержен я в Ферапонтов монастырь шестой год, а как в келье затворен - тому четвертый год. Теперь я болен, наг и бос и креста на мне нет третий год, стыдно и в другую келию выйти, где хлебы пекут и кушанье готовят, потому что многие части зазорные не прикрыты; со всякой нужды келейной и недостатков оцынжал, руки больны, левая бровь не подымается, на глазах бельма от чада и дыма, из зубов кровь идет смердящая и не терпят ни горячего, ни холодного, ни кислого, ноги пахнут...»
Так и сгинул расстриженный патриарх в ссылке...












  При малолетних сыновьях царя Алексея Михайловича, претендентах на российский престол - Петре I и Иване VI (ИванаV - Михаил Романов публично повесил на Спасских воротах Кремля!), роль регентши исполняла их старшая сестра царевна Софья. В каждой лапе орла - по розе, и только у головы, обращенной на Запад, открытый клюв и язык показывают готовность отразить угрозу. 1680-е годы.

  После смерти Алексея Михайловича в 1676 году престол занял его 15-ти летний сын Федор Алексеевич, человек хилый и больной цингой. В 1682 году Федор умер. После его смерти патриарх вышел на крыльцо перед площадью Святого Спаса в Кремле и спросил толпу: - кому из юных царевичей быть царем? А царевичей было двое - малолетние Иван и Петр. Патриарх благословил на царство 10-ти летнего Петра.
  Розы в лапах орла, которые туда вложила царевна Софья Алексеевна, нисколько не соответствовали ее тайным намеряниям. Дочь царя Алексея Михайловича от брака с М.И.Милославской, она отличалась умом, сильной волей, энергией и честолюбием.
  После Московского восстания 1682 года ей удалось добиться наречения царем другого брата - Ивана. Сама Софья стала регентшей при обоих наследниках престола с явным намерением не уступать власти братьям.
  Первое столкновение Петра с сестрой произошло летом 1689 года. Опорой Софьи служило стрелецкое войско - плохо организованная и вольнолюбивая толпа, постоянно склонная к бунту. На стороне Петра стояли два «потешных» полка - Преображенский и Семеновский, организованные по европейскому образцу, дисциплинированные и обученные воинскому делу.
  В 1696 году царь Иван Алексеевич умер, и Петр стал единовластным царем России по праву. Два года спустя, когда Петр находился в Вене, туда пришло известие о бунте стрельцов в Москве. Во многом этому способствовала Софья, которая подбила их требовать возвращения ее «на державство».
  Вернувшись в Москву, Петр сам допросил Софью и ее сестру Марфу и начал казни бунтовщиков.
  В село Преображенское к Петру прибыл патриарх Адриан, чтобы просить царя о милости к стрельцам. Петр велел ему уйти обратно в Москву, оъяснив, что исполняет свою обязанность и казнит злодеев, защищая народ и государство.
  30 сентября 1698 года был казнен 201 человек, причем Петр лично отсек головы пятерым. 11 октября казнено 144 человека, 12 - 205, 13 - 141, 17 - 109, 18 - 63, 19 - 106, 21 - 2 человека. Всего лишилось голов 971 человек. Тела 195 казненных повесили перед окнами кельи, где в заточении содержалась Софья.














  Державный орел на Малой государственной печати Петра I уже мало похож на тощую птицу, какой ее рисовали во времена Алексея Михайловича. Мощная императрская корона буквально давит герб. В лапах орла - скипетр и держава. На груди - фигурный щит с изображением ездца который поражает змея. Щит обрамляет цепь ордена Андрея Первозванного. 1721 г.

  Целых пять месяцев трупы казненных с мест казни не убирались.
  10 марта 1699 года после возвращения из поездки в Западную Европу Петр I учредил орден Святого апостола Андрея Первозванного и сразу же украсил его цепью гербового орла. В 1721 году он высочайше повелел сменить царскую корону, венчавшую герб, на императорскую. Одновременно православный государь начал наводить порядок в религиозных учреждениях. В первую очередь законодательно ограничил самостийность патриархов. До него по инерции высокого полдожения партриархи старались употребить свое влияние где только можно, порой вмешиваясь в государственные дела. Петр такую деятельность окончательно присек. «Сохранилось известие, - читаем в «Истории России» С.М.Соловьева, - что английским купцам, изъявившим опасение, не будет ли патриарх сопротивляться табачной продаже, Петр сказал: «Не опасайтесь: я дал об этом указ и постараюсь, чтоб патриарх в табачные дела не мешался: он только блюститель веры, а не таможенный надзиратель».
  Император покусился на религиозные догматы и отменил пост для солдат, служивших в армии и на флоте. Обоснование такой необходимости было сделано Петром в убедительно доходчивой и остроумной форме: «Святое ваше распоряжение, - писал он А.Кикину, - пять недель снятков ржавых и воду - солдаты две недели употребляли, отчего невелика 1000 человек заболело и службы лишилось. Отчего принужден я закон ваш отставить и давать масло и мясо... Правда, когда бы шведов так кормить, дело б изрядно было, а нашим я не вотчим». (Кстати, сняток, или снеток - маленькая сьедобная рабка).
  Именным указом Петр ликвидировал церковный орган управления - патриарший приказ. Ведение делами православной церкви было передано вновь созданному одному из высших органов управлению России - Святейшему Синоду, во главе которого был поставлен обер-прокурор.
  Петр решительно взялся за наведение порядка в монастырях, где в безделье распустились монахи. Он издал распоряжение: «В монастыри монахам и монахиням давать определенное число денег и хлеба в общежительство их, а вотчинами им и никакими угодьями не владеть».
  Затем последовало запрещение строить новые церкви без указа Синода. Объяснялся запрет тем, что «всякому здравомыслящему известно, какое небрежие славе Божией в лишних церквах и множестве попов».
  В 1721 году Петр учредил должность гарольдмейстера, в обязанности которого входил контроль за тем, чтобы дворянские дети не уклонялись от службы в армии.
  В период составления Табеля о рангах в Сенате встал вопрос о гербах, «где и для чего, кому даваны». Решили для примера сыскать и выписать из латинских и польских книг сведения по интересующему вопросу.
  В 1722 году герольдмейстер Франциск де Санти, которому поручили привести государственный герб России к геральдическим стандартам, разместил на распахнутых крыльях орла гербы Великих княжеств и царств.
  Можно найти немало символов так называемой «петровской эпохи», но наиболее выразительные из них - монарший герб и знаменитая картина «Утро стрелецкой казни»












  Иоанниты - члены ордена крестоносцев-госпитальеров - исповедовали католицизм. Однако очень часто превыше религиозных верований у людей стоят материальные интересы. Потеряв в XVIII веке былое влияние и силу, госпитальеры обратились за поддержкой к православному русскому монарху - Павлу . Тот принял под свое крыло воинствующих католиков и сразу ввел в свой герб символ ордена - Мальтийский крест. 1800 г.

  Духовно-рыцарский орден иоаннитов (госпитальеров) был основан крестоносцами в Палестине в XII веке. Первоначально резиденция ордена помещалась в иерусалимском госпитале Святого Иоанна, служившего домом для поломников. В конце XIII века иоанниты ушли из Малой Азии и перебрались в Европу. В 1530 году орден иоаннитов получил в подарок от императора Священной Римской империи Карла V остров Мальту. Одной из целей, которую ставил перед собой, было создание «Мировой христианской державы». Иоанниты могли стать одной из сил в осуществлении этой цели. Получив остров в свое владение, орден приобрел название Мальтийского и взял на себя обязательство охранять Средиземное море и его побережья от нападения турок и африканских пиратов.
  Со временем утративший влияние орден стал искать себе влиятельного покровителя. Выбор пал на русского императора Павла I. В январе 1797 года государь издал указ об установлении Мальтийского ордена в России. 27 ноября 1797 года в Санкт-Петербург прибыл посол гроссмейстера ордена Святого Иоанна Иерусалимского граф Литта. Он привез Павлу I священные реликвии госпитальеров - крест и кольчугу крестоносца рыцаря Ла Валета. Возложив на себя регалии и обязанности Великого магистра ордена, Павел обьявил его столицей Санкт-Петербург. И сразу один за другим появились высочайшие повеления императора:
12 февраля 1798 года издается постановление об отпуске на содержание командоров Мальтийского ордена ежегодно 84 000 рублей.
12 ноября того же года следует новое повеление об отпуске ежегодно 216 000 рублей на те же цели.
22 декабря издается указ о включении в титул императора слов: «и Великий Магистр Ордена Св. Иоанна Иерусалимского». Свое новое положение Павел I отразил в государственном гербе: двуглавый орел украсили восьмиконечным крестом, носившим название Мальтийского.
10 октября 1800 года царь издает указ «О даче нижним воинским чинам, вместо знаков отличия Св. Анны, Донатов ордена Св. Иоанна Иерусалимского».
  Интересная деталь, на которую не так уж часто обращают внимание истрики. Принимая на себя обязанности Великого магистра каталического ордена, православный монарх Павел I счел необходимым выяснить отношение папы римского Пия VI к этому событию.
  «Принятие Павлом, императором могущественного государства, сана Великого магистра древнего каталического Ордена, - писал в позапрошлом веке историк И.К.Антошевский, - обещало большие выгоды римской курии. Вот почему Пий VI поспешил дать Павлу самый благоприятный ответ, в котором выражал свою радость и полное согласие на принятие титула и обязанностей Великого магистра Мальтийского ордена».

  12 марта 1801 года Александр I, вступивший на русский престол, издал скорбный манифест, в котором содержались такие слова: «Объявляем всем верноподданным Нашим. Судьбам Вышняго угодно было прекратить жизнь любезного Родителя Нашего Государя Императора Павла Петровича, скончавшегося скоропостижно аполексическим ударом...»
  Куда пришелся роковой удар и чья рука его нанесла, поскольку в деле было замешано имя Всевышнего, народу не сообщалось, однако новый государь тут же принялся выкорчевывать из государственной символики, как гражданской, так и военной, все, что в нее старательно внедрял его «любезный Родитель».
  18 апреля 1801 года до верноподданных была доведена одобренная повелением форма полного и сокращенного титулов нового императора, а так же порядок титулования царя при письменных к нему обращениях. Начинаться письмо должно так: «Всепресветлейший, Державнейший, Великий Государь Император Александр Павлович, Самодержец Всероссийский, Государь Всемилостивейший...»
  Заключать послание требовалось так: «Всемилостивейший Государь! Прошу Вашего Императорского Величества о сем моем прошении решение учинить...»
  Никаких вольностей верноподданным просителям гербоносцы не позволяли.
  21 апреля того же года Александр I издает указ о снятии с гербового орла креста Иоанна Иерусалимского, тоесть Мальтийского.
  Промелькнул этот чужеродный русскому народу символ и канул в Лету!

  Поскольку державный орел был гербом конкретного русского царя, он на весь период его правления считался гербом государственным. По праву носителя государственной символикой каждый новый император вносил в свой герб определенные новшества. За долгие годы существования двуглавый орел то опускал, то распушал, то приподнимал крылья, в его лапах появлялись то меч, то крест, то лавровая ветвь, то горящий факел, то громовые стрелы. Всадник на коне, украшавший щит на груди герба, именовался то ездцом, то Св.Георгием Победоносцем, который сперва скакал слева направо, позже справа на лево.
  И каждое изменение вместе с объявлением полного и сокращенного титула царя закреплялось законом империи.
  Вот, к примеру, статья 59 Государственного закона 1882 года: «О титуле Его Императорского Величества и Государственном гербе». Статья 59 Закона гласила: «Полный титул Императорского Величества есть следующий: «Божиею поспешествующей милостью, Мы ИМПЕРАТОР и САМОДЕРЖЕЦ  ВСЕРОССИЙСКИЙ, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский; ЦАРЬ Казанский, ЦАРЬ Астраханский, ЦАРЬ Пльский, ЦАРЬ Сибирский, ЦАРЬ Херсониса Таврического, ЦАРЬ Грузинский; Государь Псковский и ВЕЛИКИЙ  КНЯЗЬ Смоленский, Литовский, Волынский, Подольский и Финляндский; КНЯЗЬ Эстляндский, Лифляндский, Курляндский и Семигальский, Самогитский, Белостокский, Карельский, Тверской, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных; ГОСУДАРЬ и ВЕЛИКИЙ  КНЯЗЬ Новгорода низовские земли, Черниговский, Рязанский, Полотский, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский, Витебский, Мстиславский и всея северных страны ПОВЕЛИТЕЛЬ; и ГОСУДАРЬ Иверския, Картлинская и Кабардинская земли и области Армянския; Черкесских и Горских князей и иных НАСЛЕДНЫЙ  ГОСУДАРЬ  и ОБЛАДАТЕЛЬ; ГОСУДАРЬ Туркестанский; НАСЛЕДНИК  Норвежский; ГЕРЦОГ  Шлезвиг-Голыптейнский, Сторнмарский, Дитмарсенский и Ольденбургский, и прочая и прочая».

  Последние «исправления» в облик гербового орла внесло Временное правительство, созданное в ходе Февральской революции 1917 года. Державную чудо-птицу разжаловали в рядовые, сняв с нее все кресты, короны, скачущего Победоносца.












   Герб России на 250-рублевой банкноте образца 1917 года. Находилась в обращении и продалжала выпускаться советской властью до начала денежной реформы.

  В том же году временное правительство подготовило образцы новых денежных знаков для России. На банкноте достоинством 250 рублей изображение гербового орла соединили со свастикой, на 1000-рублевых свастика обосновалась без орла.
  Возвращение двуглавого монархического орла, правда, лишенного цепи высшего ордена империи, произошло в наше время. Указом президента Б.Ельцина «О Государственном гербе Российской Федерации» 30 ноября 1993 года «В целях восстановления исторической символики Российского государства и принимая во внимание, что Государственный герб Советской Федиративной Социалистической Республики утратил свое значение» стране был возвращен императорский орел.
  Вооруженные "научными" знаниями, специалисты, которые разрабатывали новую символику России, на практике доказали подчиненность геральдики политическому заказу.
  Понимая, что возрождение царской символики вызовет в обществе определенного рода реакцию, придворные геральдисты администрации Ельцина загодя встали на защиту "новых" символов.
  «Безосновательными и нелепыми представляются попытки обвинений в возрождении символов империи, приверженности монархизму и т.п., - пишет господин Ю.Кушер. - Все дело в том, как понимать монархизм вообще и что следует иметь в виду под монархизмом в данном конкретном случае: деятельность ли по восстановлению монархии, принадлежность ли к монархической партии, либо всего лишь выражение патриотизма и симпатий к определенного рода взглядам, связанным с многовековым прошлым Российского государства и его символами».
  Крайняя демагогичность подовных рассуждений вполне очевидна. Поменяйте слово «монархизм» на «фашизм», и поймете, что с  логикой господина Кушера легко защитить внедрение в государственную практику свастики. Тем более, что она у нас, хотя только на денежных знаках, уже появилась в 1917 году.
  Что же касается фактов, то они таковы. За годы Советской власти, желает кто-то это признать или нет, Россия начисто утратила почти все из того, что символизировал самодержавный орел до 1917 года.
  Сегодня никто не сможет доказательно опровергнуть тот факт, что большинство административных преобразований в России после падения СССР и потери верховной власти временщиком Горбачевым происходило в направлении укрепления самовластия Бориса Ельцина и его «семьи». Да, Ельцин и сам не скрывал этого и в крепком подпитии в перерывах между дирижированием немецким оркестром не раз говорил о себе, как о царе Борисе.
  Под царя Бориса строилась и вся новая государственная символика. Услужливые специалисты по геральдическим вопросам вытравляли из государственной эмблематики все, что свидетельствовало о светском, демократическом, многонациональном обществе, и внедряли в практику самодержавную, уже однажды отринутую историей символику.
  Был ли в этом определенный замысел? Скорее всего, был и остается.
  Символы выбраны не случайно. Всякий раз выбор делается в пользу того геральдического знака, который свидетельствует не о прошлом, а о будущем его выбирающих, об их устремлениях вперед во времени и пространстве.
  Бритоголовый парень, несколько раз оглянувшись, торопливо малюет на стене дома черную свастику. Это не память о прошлом. Это взгляд вперед, намек на то, к чему стремятся бритоголовые, чего ждут, на что надеются.
  На государственном гербе Франции начертаны слова «Свобода. Равенство. Братство». Это знак гарантии того, что народ и государство хотят сохранить в настоящем и будущем идеалы, завоеванные в годы Великой французской революции. Девиз прошел через века, вошел в кровь и сознание французов и остается актуальным по сей день. Свобода. Равенство. Братство. Это краеугольный камень, который должен лежать в фундаменте каждой демократии.
  Менее двух недель спустя после утверждения Ельциным российского герба, а именно 12 декабря 1993 года, была принята Конституция Российской Федерации. В ней есть статья 70, которая установила, что: «Государственный флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок использования устанавливается федеральным конституционным законом». Этот нормативный правовой акт должен быть принят квалифицированным большинством Федерального собрания и только после этого его мог подписать презедент.
  Федеральный конституционный закон о государственных символах РФ был принят Государственной думой 8 декабря 2000 года, 20 декабря его принял Совет Федерации, 20 декабря подписал президент. Все хорошо, верно? Но теперь сопоставим даты: 1993-2000 гг.
  Выходит, что демократическое правовое государство семь лет существовало без легитивных государственных символов. Людей постепенно приучали без сопротивления воспринимать символы монархии. И приучили!
  Под гербом, подаренным обществу в нарушение закона, семь лет работал гарант Конституции.












   «Государственный герб Российской Федирации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите, над орлом - три исторические короны Петра Великого (над головами - две малые и над ними - одна большого размера); в лапах орла - скипетр и держава, на груди орла на красном щите - всадник, поражающий копьем дракона», Из Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г. № 2 ФКЗ

  Под ним все это время принимал решения Конституционный суд Российской Федерации, работал Верховный суд России, заседало Федеральное собрание.
  Правовое у нас государство, как ни крути! Все под контролем!
  Традиции уходят корнями в глубины прошлого. Если эти корни подорваны и общество без малого век жило в системе другой идеологии и общественных идеалов, традиции восстановить нельзя. Они не прорастут и не дадут благородных плодов. Поэтому возвращение символов монархии в России подрывает веру в то, что идеалом нашей власти является демократия.
  Я не верю, что господин презедент Российской Федерации, каким бы он ни был по счету на этом посту и какую бы фамилию ни носил, но перед которым при появлении на публике в торжественном зале открывают вызолоченные сверху до низу царские двери с монархическими символами, исповедует идеалы демократии.
  Я не верю, что господин, какие бы убеждения он ни имел, восседающий в свонм кабинете под державным царским орлом, искрене считает себя лицом, избранным народом на определенный срок и не пытается укрепить свое бессменное единовластие.
  Я не верю, что конногвардейский караул в регалиях позапрошлого века, выделывающий пируэты на Соборной площади Кремля, - это только шоу для туристов.
  Зато я верю, что стремление закрепить монархические идеи в неокрепшем сознании общества, желание не дать прорасти убеждениям подлинно демократическим, отвергающим самовластие под лозунгом обновленной монархии и диструктивной религиозной организации МП РПЦ - это осознанные шаги нашей нынешней, далеко не народной власти.
  Я не называю фамилий господ, осуществляющих сегодня эту власть, не из боязни их задеть. Дело не фамилиях. Они могут меняться, но пока гарант Конституции демократической России будет окружен символами монархии, которые отвергнуты в 1917 году отнюдь не большевиками, а представителями буржуазии и российской интеллигенции, правительствами князя Львова и Керенского, подлинного утверждения гражданского общества в нашей стране ждать бессмысленно.
  Стоило бы платным геральдистам государства Российского задуматься над тем, почему в тот момент, когда при полном молчании русского населения гербы коренных российских регионов украшаются императорскими коронами, все национальные субьекты Федерации решительно отвергли старую геральдику и заменили ее новой, национальной по форме и демократической по содержанию.











  Новые гербы Республики Калмыкия - Хальм-Тантч и Карачаево-Черкесской Республики. Вся их символика подчеркивает суверенитет, свободомыслие, раскрепощенность народа, веру в будущее и полную независимость от монархической символики центра. Не обнаруживается этой зависимости и во всех гербах национальных субьектов Федерации. Случайно ли?

  Если вдуматься, именно здесь сегодня пролегает пока что еще тонкая трещина между властью верховной в центре и гражданским самосознанием на местах. Давайте представим, каким может быть отношение людей с демократическими взглядами в стране, где вольные региональные гербы власть прикрыла императорской короной, тенью нависающей над ними с общегосударственного герба.

ПРОКЛЯТИЕ ТРЕХГЛАВОГО ОРЛА.
  О восторженной оценке российского имперского орла, которую дал ему господин Ю.Кушер, мы уже говорили. Он утверждает, что «Орел, как известно, существо дневное, солнечное. Его глаза могут не мигая смотреть на Солнце. Он по своей природе является символом Дня и Света».
  Но так ли уж однозначна оценка этого символа, рисуемого на гербах? Вот лишь одно только мнение на этот счет. Его высказал великий гуманист эпохи Возрождения Эразм Роттердамский (1469-1536). Ему принадлежат такие слова: «Из всех птиц какой-то мудрый человек выбрал орла для обозначения королевской власти, птицу, не обладающую ни красотой, ни голосом, не пригодную в пищу, но прожорливую, ненасытную, ненавидящую все, бедствие для всех, обладающую удивительным исскуством приносить вред, только из прихоти делать это».
  В письме своей дочери, датированном 1784 годом, Бенджамин Франклин (да, тот самый, что глядит на мир с банкноты США номиналом 100 долларов) писал: «Я не хотел бы, чтобы орел был выбран представлять нашу страну; эта птица с плохими моральными чертами; она не зарабатывает средства к существованию честно... как и те среди людей, которые грабят и убивают, в конечном счете она не имеет ничего и часто гибнет. Кроме того она довольно труслива...»
  И это все об орле - символе королевской, императорской власти, а уж что говорить, если на своем гербе такой символ помещает власть демократическая или, во всяком случае, таковой себя считающая.
  Итак, орел - символ. Утверждается, что эта птица в христианстве символизирует божественное вдохновение и духовную силу. Чтобы выяснить справедливость подобного утверждения, обратимся - к Святому Писанию, к Библии.
  Слово «апокалипасис» в наше время не слыхал разве, что самый ленивый. С легкой руки Генерального секретяря ЦК КПСС Михаила Горбачева, посредственно знающего отечественную историю и русский язык, понятия «апокалипсис» и «мировая ядерная война», которая может привести к уничтожению человечества, стали почти синонимами.
  Между тем слово «апокалипсис», переведенное с греческого на чистый и грамотный русский язык, означает всего лишь «откровение». Объясняя смысл этого слова, Владимир Даль писал: «Откровение - открытие, просветление свыше, открытие истин, до коих человек умом своим не доходит; зачатки понятий и убеждений духовных или нравственных». И далее приводит пример: «Откровение пророков, вдохновление, вразумление, наитие, вразумление свыше. Откровение свят. Иоанна Богослова, Апокалипсис». Битва добра со злом, в которой якобы погибнет человечество, в Апокалипсисе Иоанна Богослова названа Армагеддоном. Ничего похожего, верно?
  Владимир Даль не случайно выделил курсивом слова «откровение пророков», поскольку за долгие годы существования религий иудаизма и христианства - апокалипсисы, обращенные к верующим, их духовные пастыри выдавали не раз и не два.
  На протяжении долгого времени наряду с Откровениями Иоанна Богослова, которым особое значение придает христианская церковь, не меньшей популярностью пользовались предсказания иудейского пророка Ездры, которые вошли в его Третью книгу.
  КАКОЕ  ЖЕ  ОТКРОВЕНИЕ  ПОВЕДАЛ  ЭТОТ  ПРОРОК  БУДУЩИМ  ПОКОЛЕНИЯМ?
Итак, «Библия. Книги Святого Писания Ветхого и Нового Завета». Российское Библейское общество. Москва. 2002. Третья книга Ездры. 11-12 глав. Стр. 1028-1029.

ЧИТАЕМ:  ПЯТОЕ  ВИДЕНИЕ  ЛЕВ  ОДОЛЕЛ  ОРЛА.
«1 И видел я сон, и вот, поднялся с моря орел, у которого было двенадцать крыльев пернатых и три головы. 2 И видел я: вот, он распростирал крылья свои над всею землею, и все ветры небесные дули в него и собирались облака. 3 И видел я, что из перьев его выходили другие малые перья и из тех выходили еще меньше и короткие. 4 Головы его покоились, и средняя голова была больше других голов, но тоже покоилась с ними. 5 И видел я: вот орел летал на крыльях своих и царствовал над землею и всеми обитателями ее. 6 И видел я, что все поднебесное было покорно ему, и никто не сопротивлялся ему, ни одна из тварей, существующих на земле. 7 И вот орел стал на свои когти и испустил голос к перьям своим и сказал: 8 Не бодрствуйте все вместе; спите каждое на своем месте, и бодрствуйте поочередно. 9 А головы пусть сохраняются на последнее время. 10 Видел я, что голос его исходил не из голов его, а из середины тела его. Я сосчитал малые перья его; их было восемь. 12 И вот, с правой стороны поднялось одно перо и воцарилось над всей землею, 13 и когда воцарилось, пришел конец его, и не видно стало места места его; потом поднялось другое перо и царствовало; это владычествовало долгое время. 14 Когда оно царствовало и приблизился конец его, чтобы оно так же исчезло, как и первое, 15 и вот слышен был голос, говорящий ему: 16 слушай ты, которое столько времени обладало землею! Вот что я возвещаю тебе, прежде нежели начнешь исчезать: 17 никто после тебя не будет владычествовать столько времени, как ты, и даже половины того. 18 И поднялось третье перо и владычествовало, как и прежнее, но исчезло и оно. 19 Так было и со всеми другими: они владычествовали и потом исчезали навсегда. 20 Я видел, что по времени с правой стороны поднимались следующие перья, чтобы и им иметь начальство, и некоторые из них начальствовали, но тот час исчезали; 21 иные же из них поднимались, но не получали начальства. 22 После сего не являлись более двенадцать перьев, ни два малых пера; 23 и не осталось в теле орла ничего, кроме двух голов, покоявшихся, и шести малых перьев. 24 Я видел, и вот, из шести малых перьев отделились два и остались под головою, которая была с правой стороны, а четыре осталось на своем месте. 25 Потом подкрыльные перья покушались подняться и начальствовать; 26 и вот, одно поднялось но тотчас исчезло; 27 а следующие исчезли еще скорее, нежели прежние. 28 И видел я: вот, два оставшихся пера покушались так же царствовать. 29 Когда они покушались, одна из покоявшихся голов, которая была средняя, пробудилась, и она была более двух других голов. 30 И видел я, что другие две головы соеденились с нею. 31 И эта голова, обратившись с теми, которые были соеденены с нею, пожрали два подкрыльных пера, которые покушались царствовать. 32 Эта голова устрашила всю землю и владычествовала над обитателями земли с великим угнетением, и удерживала власть на всем земном шаре более всех крыльев, которые были. 33 После того я видел, что и средняя голова внезапно исчезла, как и крылья; 34 оставались две головы, которые подобным образом царствовали на земле и над ее обитателями. 35 И вот, голова с правой стороны пожрала ту, которая была с левой. 36 И слышал я глас, говорящий мне: смотри пред собою, и размышляй о том, что видишь. 37 И видел я: вот, как бы лев, выбежавший из леса и рыкающий, испустил человеческий голос к орлу и сказал: 38 слушай, что я буду говорить тебе и что скажет тебе Всевышний: 39 не ты ли оставшийся из числа четырех животных, которых Я поставил царствовать в веке Моем, чтобы через них пришел конец времен тех? 40 И четвертое из них пришло, победило всех прежде бывших животных и держало век в большом трепете и всю вселенную в лютом угнетении, и с тягостнейшим утеснении подвластных, и столь долгое время обитало на земле с коварством. 41 Ты судил землю не поправде;42 ты утеснял кротких, обижал миролюбивых, любил лжецов, разорял жилища тех, которые приносили пользу, и разрушал стены тех, которые не делали тебе вреда. 43 И взошла ко Всевышнему обида твоя, и гордыня твоя - к Крепкому. 44 И воззрел Всевышний на времена гордыни, и вот, они кончились, и исполнилась мера элодейства ее. 45 Поэтому исчезни и ты, орел, с страшными крыльями твоими, с гнусными перьями твоими, со злыми головами твоими, с жестокими когтями твоими и со всем негодным телом твоим, 46 чтобы отдохнула вся земля и освободилась от твоего насилия, и надеялась на суд и милосердие твоего Создателя. (3Езд.11:1-46).
1 Когда лев говорил к орлу эти слова, я увидел, 2 что не являлась больше голова, которая оставалась вместе с четырьмя крыльями, которые перешли к ней и поднимались, чтобы царствовать, но которых царство было слабо и исполнено возмущений. 3 И я видел, и вот они исчезли, и все тело орла сгорало, и ужаснулась земля.
  И я от тревоги, исступления ума и от великого страха пробудился...» (3Езд.12:1-3).

  Далее, как и положено канонам библейских апокалипсов, пророк Ездра объясняет суть видений, причудившихся ему в вещем сне: «13 Вот приходят дни, когда восстанет на земле царство, более страшное, нежели все царства бывшие до него. 14 В нем будут царствовать один после другого, двенадцать царей. 15 Второй из них начнет царствовать и удержит власть более продолжительное время, нежели прочие двенадцать. 16 Таково значение двенадцати крыльев. 17 А что ты слышал говорящий голос, исходящий не от головы орла, но из середины тела его, 18 это означает, что после времени того царства произойдут немалые распри, и царство подвергнется опасности падения; но оно не падет тогда, а восстановится в первоначальное состояние свое. 19 А что ты видел восемь малых подкрыльных перьев, соединенных с крыльями, это означает, 20 что восстанут в царстве восомь царей, которых времена будут легки и годы скоротечны и два из них погибнут. 21 Когда будет приближаться среднее время, четыре сохраняться до того времени, когда будет близок конец его: а два сохранятся до конца. 22 А что видел три головы покоящиеся, это означает, 23 что в последние дни царства. Всевышний воздвигнет три царства и покорит им многие другие, и они будут владычествовать над землею и обитателями ее 24 с большим утеснением, нежели все прежде бывшие; поэтому они и названы головами орла, 25 ибо они-то довершат беззакония его и положат конец ему. 26 А что ты видел, что большая голова не являлась более, означает, что один из царей умрет в постели своей, впрочем с мучениями, 27 а двух остальных пожрет мечь; 28 меч одного пожрет того, который с ним, но и он впоследствии умрет от меча». (3Езд.12:13-28).

  Если не принимать во внимание небрежность (умысел), церковных редакторов, приписавших пророку, который жил в V веке, слова о голове орла, которая: «устрашила всю землю и владычествовала над обитателями земли с великим угнетением и удерживала власть на всем земном шаре», текст пророчества достаточно ясен. Вот только понятие «земной шар», появилось на много веков позже того времени, когда жил пророк Ездра, один из признанных авторов Святого Писания. Его Первая книга входит в основной состав Библии и, следовательно, является канонической, Божественной и Богодухновенной. Вторая и Третья книги Ездры переведены на русский язык с латинского оригинала и каноническими не признаются, хотя в состав православного Святого Писания входят.
  Знали ли об этих пророчествах православные богословы России в прошлом? Да, конечно, знали и потому обвиняли церковные власти в том, что вместо Льва они поклоняются орлу, совершая грех перед Христом. «Лев ту стал орел, - писалось в Четьих минеях Дмитрия Ростовского, ин бог и двоеглавый змей. Сему орлу вы и поклоняетеся».

  Любые пророчества всегда туманны, и это дает каждому право толковать их самыми различными способами и привязывать к тем временам и фактам, которые совпадают с проводимыми в Откровениях.

            ВЫДЕЛИМ ГЛАВНОЕ ИЗ СКАЗАННОГО ЕЗДРОЙ.
    ЭТО БУДЕТ СУДЬБА ТРЕХГЛАВОГО ОРЛА, КОТОРОГО ПОЖРЕТ ЛЕВ.













  В начале этой главы приведен рисунок именно такого орла-урода, какого и придумать-то непросто. И все же он есть как есть. Причем это герб. Более того, герб царства Российского, относящийся к эпохе правления Алексея Михайловича. Возник герб как отклик на радостное событие объединения Украины с Россией. Три головы орла на длинных худых шеях должны были символизировать соединение воедино духа и силы трех частей Руси - Великой, Малой и Белой.
  Герб в таком виде существовал недолго. Среднюю голову (по-видимому, Великорусскую) вскоре лишили плотской основы и оставили для нее лишь пустое место, над которым поместили большую корону. Но трехголовое чудовище в стране, исповедовавшей христианство, запомнилось и подготовило почву для неблагоприятных по отношению к российскому самодержавию толкований.

  Государственные гербы так или иначе связаны с нашими судьбами и влияют на них. Мой дед Федор Иванович Собченко под царским орлом служил простым солдатом и всегда был на хорошем счету. А вот в 1938 году, когда ему, имевшему лишь начальное образование и никогда не состоявшему в партии, исполнилось 65 лет, самые бдительные в мире сотрудники НКВД объяснили, что он был "врагом народа". Деда, работающего дежурным пожарной охраны в учебном комбинате Московского трамвайного треста, осудили по статье 58 УК РСФСР и расстреляли.
  Я бы не стал вспоминать эту историю, если бы много лет спустя опять же самая справедливая в мире советская прокуратура вдруг не выяснила, что дед был не врагом, а другом народа, и потому полностью восстановила его доброе имя в правах. А похоронен его прах по случайности на Донском кладбище, в той же яме, куда бросили «невостребованный» прах известного советского маршала К.В.Блюхера.
  Так вот, дед, Федор Иванович, будучи атеистом, дружил с неким Досифеем, стариком-сектантом, который исповедовал какую-то особую разновидность христианства. В какую уж он впал ересь, не представляю, но то, что Святое Писание знал, сомнений у меня нет. Оба деда не очень-то жаловали власть вообще, считали «окаянной» и старую - царскую, и новую - советскую. Федор Иванович называл царскую «неметчиной», а Досифей именовал ее «властью антихриста». Парадокс? Возможно, но причины его лежали в глубоком начитничестве Досифея. Библию он не только прочитал, но многое из нее знал наизусть и толковал по-своему однозначно, отметая любые возражения и сомнения Федора Ивановича. «Как записано в скрижалях, - говорил Досифей, - так и понимать положено. Даром говорят: что пером написано, топором не вырубить».
  А толкования свои Досифей укладывал в канву истории, как в гробик, точно сколоченный по мерке усопшего. «Первую, главную голову, - говорил Досифей, - Орлу нашему обломал Лев пустыни, сиречь Наполеон Бонапарт. Бонапарт у него было прозвищем людским, а Наполеон в точности означает - Великий лев пустыни. Ведь как ни смотри, не было еще у России с ее тремя головами - Киевом, Москвой и Петроградом, головы большей, чем средняя. Ее-то и сжег огнем Великий лев пустыни. Не поняли этого предостережения ни власть царская, ни духовная. Ох, не поняли. Как дотоле велось на Руси, так все и осталось. Судили не по правде. Утесняли кротких. Обижали миролюбивых. Дождались нового пришествия зверей окаянных. Выбежал из леса рыкающий Лев иной, более прежнего лютый. Кто не глуп был, тот понимал, кто не слеп, тот видел, - этим зверем был князь Львов. Он скрутил орлу первую голову, главную, императорскую. За ним появился Лев иной, сын Давида царя иудейского, сиречь Лев Давидович Троцкий. И где теперь орел с тремя головами?»
  Имена, которые называл Досифей, мне в те годы знакомы не были. Лишь потом я узнал, что князь Георгий Львов после отречения  императора Николая II от власти, возглавил временное правительство, а Лев Троцкий был председателем революционного Совета Республики, народным комиссаром по военным и морским делам первого советского правительства.
  И еще тогда посоветовал Досифей моему деду наизусть выучить статью пятьдесят восемь.
- Имеешь в виду Уголовный кодекс? - высказал догадку Федор Иванович, поскольку цифра 58 в то время была известна всем без исключения. - Так-то ответственность за контрреволюцию. А какой из меня, старика, враг власти?
- Пятьдесят восьмая уголовная статья имеет смысл многообобщающий, - пояснид Досифей. - Иосиф Виссарионович Джугашвили-Сталин кончил духовную семинарию, уж он знает предвиденье. Потому у статьи номер в Уголовном кодексе совсем не случайный, чтобы то понять, ты в Псалтырь загляни.
  Жизнь полна необъяснимых символов и странных совпадений. Федора Ивановича объявили врагом ни за что ни про что. А начало Псалма 58-го из Псалтири, одинаково признающийся иудеями и христианами, звучит так: «Избавь меня от врагов, Боже мой! Защити меня от восстающих на меня; избавь меня от делающих беззаконие; спаси от кровожадных, ибо вот, они подстерегают душу мою; собираются на меня сильные не за преступление мое и не за грех мой, Господи; без вины моей сбегаются и вооружаются, подвигнись на помощь мне и воззри». (Пс.58:2-5)

  Прошло время... пришло время :«Золотой двуглавый Орел, - восторженно возвестил миру официальный толкователь государственных символов Российской Федерации господин Ю.Кушер, - увенчанный тремя историческими коронами Петра Великого, вновь воспарил над обновляющейся страной, излучая теплый солнечный свет и вселяя в души ее граждан, всех, кому небезразлична судьба России, извечные Веру, Надежду, Любовь»

  Несколько веков герольдмейстеры царского двора объясняли символику (трех голов) российского орла как символ православия - Святую Троицу. Позже оказалось, что три короны - это единение трех Царств в составе России - Казанского, Астраханского, Сибирского. Наконец, мнения геральдистов сошлись на том, что герб обозначает единство Великой, Малой и Белой Руси. Потом пришел час, определенный историей, и все головы слетели одна за другой. В конце ХХ века распался Союз нерушимый республик свободных. Пошли своим путем Малая и Белая Русь.
  Кому-то захотелось "Петровских времен".

  И вот старательные специалисты геральдики новой России дают новую трактовку символики корон и голов орла: «В современном прочтении на Государственном гербе Российской Федерации (они) могут рассматриваться... как символы трех ветвей власти - исполнительной, представительной и судебной». Оказывается, символы, как и идеи, можно менять на ходу приспосабливать к каким угодно обстоятельствам.
Новый герб России увидел свет в 1993 году.
Экземпляр Третьей книги пророка Ездры, к которому я обращался, опубликован в 2001 году.
Свое вдохновение повествование об истории двуглавого орла Ю.Кушер предварил таким четверостишием:
Везде орел, везде с ним слава!
Везде он гордый, впереди -
Крестом увенчана держава,
Святой Георгий на груди.
Мне эту историю захотелось окончить иным стихотворением. Оно называлось «Двуглавый орел», было написано известным поэтом В.Курочкиным и опубликовано в 1857 году.
Я нашел, друзья, нашел,
Кто виновник бестолковый
Наших бед и наших зол.
Виноват во всем гербовый,
Двуязычный, двуголовый,
Всероссийский наш орел.
Я сошлюсь на народное слово,
На великую мудрость веков:
Двуголовье - основа
Всех убийц, идиотов, воров.
Не вступая и в споры с глупцами,
При смущающих душу речах,
Сколько раз говорилы вы сами:
«Да никак ты о двух головах!»
Оттого мы несчастливы, братья,
Оттого мы и горькую пьем,
Что у нас каждый штоф за печатью
Заклеймен двуголовым орлом.
Наш брат русский - уж если напьется,
Нет ни связи, ни смысла в речах:
То целуется он, то дерется -
Оттого что о двух головах.
Взятки - свойство гражданского мира,
Ведь у наших чиновьих ребят
На обоих бортах вицмундира
По шести двуголовых орлят.
Ну! И спит идиот безголовый -
Пред зерцалом, внушающим страх -
А уж грабит, так грабит здорово
Наш чиновник о двух головах.
Правды нет оттого в русском мире,
Недосмотры везде оттого,
Что всевидящих глаз в нем четыре,
Да не видят они ничего;
Оттого мы к шпионству привычны,
Оттого мы храбры на словах,
Что мы все, господа, двуязычны,
Как орел наш о двух головах.
Я нашел, друзья, нашел,
Кто виновник бестолковый
Наших бедствий, наших зол.
Виноват во всем гербовый,
Двуязычный, двуголовый,
Всероссийский наш орел.

(К сведению трех властей - исполнительной, представительной и судебной - последнее стихотворение мной, как и его автором, полностью отнесено к тому, старому орлу из далекого прошлого. Наш-то нынешний, он другой, если верить всему, что о нем сказано современными официальными геральдистами: он демократический, а наши чиновники не взяточники и грабители, и к шпионству мы непривычны... Короче говоря, с нашим орлом все не так!)





Русская земля
Главная          Светлые          Темные         Общество           Апокалипс               Однако
Бог
поругаем не бывает!

            Апокалипс:

Покайтесь! ибо приблизилось Царство Небесное .

Аллилуя! ибо воцарился Господь Бог Вседержатель.

Судьба Иерусалима...

О грядущем Царе-Победителе...

Россия вновь станет империей...

Послание Фиатирской церкви...

Глава «ДЕРЖАВНЫЙ ОРЕЛ РОССИИ».

Внимание! найден секретный "город Путина".

НАСА прогнозирует | Планета-Х, Nibiru

Где находится Планета-Х, Nibiru?

День Господень...

2600 лет истории: взгляд из прошлого

Десять пророчеств сатаны.

Пророчества Раньо Неро...

Тайные протоколы - Иоганна Иересалимского...

Содом и Гоморру погубил астероид?

Апокалипс - жуткая тайна Библии разгадана?

Сборище сатанинское  - войско диавола...

Грядый во имя Господне!

Контакт>
Форум>
Партнёры и спонсоры проекта:
Трейдинг, Форекс скачать, Forex - здесь!
Бесплатный хостинг PHP, и... - регистрируйтесь
Профессиональный хостинг, MySQL CGI PHP для вас
карикатушки
Наши партнеры: