Криминальная схима.
----------------------------------------------------------------------------------
Целый год священник дурил прихожан, а потом обокрал церковь и скрылся.
Эту телевизионную картинку помнят наверное многие.
Растерянный священник прикрывает рукой глаза, а
оперативники, проводящие у него обыск, одну за другой
демонстрируют телекамере изъятые церковные ценности:
старинные иконы (даже ХVI века) и плащаницу, которой
не менее 200 лет.
В середине декабря 2002 года оперативники
ГУБОП МВД РФ совместно с коллегами из столичного ГУВД
задержали 52-летнего настоятеля храма деревни Нероново
Солигаличского района Костромской области,
отца Михаила (в миру Юрия Петренко).
История шокировала.
Как это, священник - вор? Хорошо, что хоть поймали! Казалось, судьба отца Михаила надолго предопределена: лишение сана, уголовная статья...
Недавно "МК" стало известно, что Петренко неожиданно для всех оказался на свободе и скрывается в Москве у своих приверженцев. Почему это произошло?...
Об этом сегодняшний материал:
По оперативным данным, в сентябре 2001 года в деревне Нероново, что в Кострамской области, из местного прихода были украдены 12 старинных икон и предметы церковной утвари. Тогда же из села исчез и настоятель храма отец Михаил. Сельчане заволновались: батюшку похитили неизвестные преступники!
Однако спустя почти год, в ноябре 2002 года, стало известно, что в Москве объявился некий отец Михаил, очень похожий на исчезнувшего год назад настоятеля храма в Нероново. При посредничестве одного столичного банка священник пытался продать некие иконы. Выяснилось что отеч Михаил вместе с двумя монахинями живет на Волгоградском проспекте, в квартире, которую ему предоставила в пользование верная прихожанка.
15 декабря в квартиру вошли оперативники - под предлогом соблюдения паспортного режима (у беглого попа не было даже временной регистрации в столице). Как говорят опера, Петренко их явно ждал - кто-то успел его предупредить. Его взяли буквально за пару часов до отъезда, с билетами на руках. При обыске изъяли более 252 тыс. рублей, собранных в виде пожертвований "на ремонт церкви", несколько ценных икон и старинную плащаницу, которой оказалось около 200 лет (судя по клейму, плащаница проходила реставрацию еще в дореволюционной России). Все это было упаковано и приготовлено к вывозу на родину Петренко, в Грозный. Также у отца Михаила нашли личную печать с символикой Московской патриархии и весьма любопытные записи со схемами организации военизированных структур.
Потом, после долгих уговоров, отец Михаил выдал следователю антиминс - хоругвь с зашитыми в нее частицами мощей, используемую при богослужении, и признался, что украл ее из церкви. (Пикантная подробность: используя этот крайне важный для христианства символ - краденый! - он совершал все церковные таинства. В том числе и постриг в монахи - на что вообще не имел ни малейшего права).
Примечательно, что во время обыска Петренко постоянно звонил своим высокопоставленным знакомым, просил разобраться с беззаконием, которое творит милиция.
Тем не менее задержанного экстрадировали в Кострому, где и было возбужено уголовное дело по факту хищения икон. Но уже через неделю, к удивлению московских оперов, вор оказался на свободе. Выяснилось, что у костромской прокуратары... не нашлось к нему никаких претензий. Сработали все-таки покровители?
О прошлом Юрия Петренко известно крайне мало, да и то в основном с его слов. Родился в Грозном, работал в нефтяной отрасли. В 80-е годы трудился в Германии, а позже, вплоть до 1993г., в "Грознефтегазстрое". По его собственному утверждению, лично знал Дудаева. По оперативным данным, в Чечне у Петренко осталась дочь, еще две его дочери вместе с матерью живут сейчас в Швейцарии.
В 1993 году Петренко покинул Чечню - и следы его надолго затерялись. Своим прихожанам он рассказывал, что был пострижен в монахи в Приднестровье, в Тирасполе. Затем смертельно заболел раком и принял схиму, став иеросхимонахом. Якобы раковая опухоль достигла полутора киллограмов, но смертельно больной чудесным образом излечился. (Стоит напомнить, что принявший схиму монах отказывается от всего мирского и живёт в уединении). Сам он утверждал, что числился в братии Саввино-Сторожевского монастыря у наместника Феоктиста, а благославление получил от знаменитого старца-схимника Кирилла. Такая вот история вхождения в церковные круги, покрытая мраком и ничем не подтверждённая.
Людям же в качестве иеросимонаха Петренко объявился в 2000г., когда приехал в Кострому к архиепископу Александру (Могилеву), попросил себе приход и разрешение на устройство скита. Прихода отец Михаил не получил, но получил благословение в Нероново на восстановление храма. В Костромской епархии около 60 заброшенных храмов. Один из них - в глухой деревушке Нероново: 2 часа от Костромы на автобусе, а потом 1,5 часа пешком.
Как говорят прихожане, Петренко с самого начала внушал им некие подозрения - уж больно сходил на мошенника. Но почему-то это никого не остановило. Возможно, потому, что схимники - довольно редкое явление в современном православии. Это своего рода духовный подвиг, который всегда вызывает особое уважение у верующих. К тому же среди верующих разнесся слух, что отец Михаил способен лечить тяжело больных. Он даже представлялся: "духовным чадом" патриарха.
На строительство скита отцу Михаилу жертвовали немалые суммы. Поверили ему все, кроме церковного старосты, 92-летней Любови Сергеевны Успенской, и сторожа Василия, которые отказались выдать новоявленному иерею ключи от храма без письменного распоряжения архиепископа. Успенская оберегала храм уже 34 года, и отец Михаил пьянствовавший и пристававший к женщинам (еще тот попяра!), не вызывал у неё положительных эмоций.
Вражда зашла далеко. Священник даже пытался нанять бандитов, чтобы те избили для устрашения сторожа, а старастихе повыбивали окна. Сторож Василий вместе с ключами несколько недель прятался в соседней Чухломе. Но ключи от храма все же пришлось отдать. Благочинный отец Александр Чухломской (священнослужитель, ответственный за ряд приходов в районе, который почему-то? Сильно покровительствовал новому "священнику", убедил местных жителей, что тот действует с ведома архиепископа?
Ключами от храма батюшка распорядился неординарно. Поставил посреди церкви гроб, в котором и стал спать. А в качестве снотворного употреблял водку. Местные пьянчужки, как на работу, ходили к храму подбирать пустые бутылки. Сподвижникам же свое беспробудное пьянство отец Михаил объяснил так: мера вынужденная, из-за диабета, иначе он умрет. Сейчас его приверженцы со смехом вспоминают, как отец Михаил, еле держась на ногах, "отчитывал" молитву против пьянства заезжему алкоголику.
Он любил стравливать людей, старался выработать у них комплекс неполноценности. Сначала заявлял прихожанам, что в них вселился бес, а потом они хором читали молитвы под гипнотическим взглядом наставника.
Параллельно церковной службе отец Михаил ударился в бизнес. Вместе со своим помощником Геннадием стал торговать строительным лесом - дефицитом для Костромы. Уверял, что будет строить скит под Воронежем. Компаньены нашли поставщика в Твери, заключили договор на поставку 4 вагонов леса. Выбор-банк дал "добро" на покупку и проплатил всю операцию. А затем Петренко отстранил Геннадия от операции и провернул все дело сам. В итоге лес ушел в Воронеж, а деньги - в карман отца Михаила.
Устав от выходок "схимника", прихожане церкви написали письмо архиепископу с просьбой отозвать отца Михаила. Почуяв, что запахло жаренным, Петренко просто сбежал. Впрочем, не "просто" - он прихватил из храма всё самое ценное, а заодно инсценировал собственное похищение. Кстати, остатки серебрянной утвари вскоре вывез из Нероновского храма отец Александр Чухломской (а что, зря ключи отбирал у старосты Успенской Л.С.?)
В Москве к тому времени у Петренко уже был свой офис. А в качестве помощниц он прихватил с собой двух женщин - верных прихожанок.
Как рассказала нам одна из тех женщин (назовем её Ольгой), отец Михаил ездил в Москву очень часто. Видимо, он давно уже готовил себе путь отступления. Прихожанам он говорил, что ищет реставраторов для иконостаса, встречается с банкирами... (Деталь в строку: реставраторов он действительно нашел. А когда они выполнили всю работу - ничего им не заплатил. Потом и иконы умыкнул...)
В свой московский период отец Михаил развил поистине бурную деятельность - среди его знакомых появились депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, банкиры, предприниматели, высокопоставленные военные.
Он всегда умел увлечь людей своими идеями, а спонсорские деньги брал все в том же Выбор-банке - на "спасение православия". Например, 10 тыс. долларов предназначались на ремонт крыши храма в Неронове, а пошли - на поездку отца Михаила в Грецию, в Афонский монастырь.
По словам Ольги, главной помощницей Петренко числится "матушка" Елена Мармелатова - бывший скульптор из Москвы. В 1997 году она бросила мужа и сына и ушла в "услужение" к отцу Михаилу. Ольга утверждает, что Петренко "вьёт из матушки верёвки", фактически держа её на положении рабыни...
Кстати, Ольгу он тоже хотел полностью подчинить себе, постриг в монахини, пытался привлечь к сожительству. А еще его очень интересовало то, что девушка раньше занималась рукопашным боем. Петренко даже просил устроить ему встречу с её тренером. Правда на ту встречу пришел оперативник, которому отец Михаил и поведал, что ему нужны молодые крепкие люди - для организации на Кавказе, где он строит второй скит напротив Красной Поляны.
Наладив работу своих помощниц в Москве, Петренко поехал на новый Афон, но поссорился там с братией монастыря. Тогда он снял домик в Сочи - естественно, у верного прихожанина. И поселился там. Под Сочи, в горах, где, по замыслу Петренко, должна была возрадиться вера, действительно началось строительство скита на четыре домика.
Как и в Москве, в Сочи ему активно помогали местные чиновники и бизнесмены. Дар убеждения Петренко действовал безотказно: мол, верить можно только ему, а Московская патриархия насквозь продажна. Поэтому нужно собирать верных монахов и переправлять их в скит, а затем в Абхазию. Петренко пишет воинственные книги с призывом о спасении веры, запрещает своим приверженцам молиться за патриарха, ходить в обычную церковь.
Параллельно в Москве закупается горное снаряжение и палатки, добротная альпинистская обувь, продукты. А в столицу, в офис отца Михаила, приезжают странные "монахи", больше похожие на чеченских боевиков. Наша собеседница Ольга утверждает, что видела у них автоматы и даже переносные зенитно-ракетные комплексы "Игла"! Приходили эти гости под покровом ночи, а затем их переправляли с проводниками в Сочи. В Абхазии его "монахи" создали склады с продовальствием и вещами.
А основную свою резиденцию "схимник" хотел устроить под Тверью, в загородном домике. Под эту идею он даже раскрутил одну из советниц Германа Грефа. Правда, та вовремя спохватилась и отделалась всего 3 тыс. долларов.
Часто видела Ольга в офисе отца Михаила военных. В частности, полковника ГРУ в отставке Наумова. Петренко пытался создать собственную военную организацию "для защиты православия от жидов". Вел он с военными и переговоры по поводу каких-то ваучеров. Причем при женщинах всегда говорили по-немецки, немецким отец Михаил владеет в совершенстве. Затем он связался с каким-то банком в Швейцарии, где у него был свой счет.
После освобождения Петренко московские сыщики долго недоумевали: почему же он оказался не нужен кострамской прокуратуре, которая в свое время возбудила дело по факту хищения икон? Как сказал местный следователь, в деле Петренко не фигурирует. Похоже, если бы не шумиха в СМИ, конвой за отцом Михаилом вообще в Москву не присылали бы. Хотя всю полученную о нем информацию московские опера отправили в Кострому. Сыщики считают, что прочее краденое раскидано сейчас по многочисленным квартирам московских приверженцев "схимка", но уже в ближайшее время будет из столицы вывезено. Несколько икон уже уехали в скит под Сочи.
Сам Петренко, вернувшись, постоянно меняет в Москве квартиры и организует поток грозных писем в прокуратуру от знакомых чиновников и депутатов с жалобами на действия оперативников. А его сподвижники звонят и угрожают "отступникам".
Например, депутат Госдумы Олег Мащенко, которому отец Михаил звонил в день ареста, подтвердил нам, что знаком со "схимником" шапочно. Ранее тот действительно приходил к нему и произвел благоприятное впечатление своими размышлениями о тяжелом положении России. Но не более. И когда Петренко прислал депутату письмо с перечнем незаконных действий милиции, Олег Мащенко был этому очень удивлён.
"Я - горец. Мне давно пора быть в горах", часто повторял Петренко.
По оперативным данным, уже в ближайшее время отец Михаил собирается выехать на Кавказ. Видимо, и оперативникам ГУБОПа придется идти по его следам горными тропами. На костромских коллег они больше не надеются.
Просим считать этот материал официальным обращением "МК" в Генеральную прокуратуру РФ.
--------------------------------------------------------------------------------
Эту ситуацию нам согласился прокоментировать клирк Московской епархии, пожелавший остаться неназванным.
- Насколько действия нашего "героя" противоречат канонам церкви?
- Человек, принимающий монашеский постриг, берет на себя обет нестяжательства (в том числе сюда относится сбор пожертвований) и послушания. Схима же предпологает затворничество и уход от общественной жизни. А ваш "герой" живёт мирской жизнью, причем в худших её проявлениях. Далее, сама по себе кража церковной утвари - не что иное, как святотатство и тяжкий грех против церкви и её канонов.
Кража антиминса - вообще кощунство, за которое извергают из сана.
На все это имеются ссылки в канонах.
- Тоесть после всех этих тяжких грехов отец Михаил не может быть священником?
- Вне всякого сомнения.
- Но почему тогда его принимали в Костраме? Неужели любой человек с улицы может запросто явиться к архиепископу и заявить, что он священник РПЦ?
- Конечно, нет. Все копии грамот о рукоприложении хранятся в архивах епархий. Если священник переходит в другую епархию, у него должна быть отпускная грамота (то же самое в случае отпуска на лечение, командировки). В противном случае переход не законен, и этот клирик не имеет права служить. При принятии в другую епархию также должна быть выдана соответствующая грамота. Видимо, на момент перехода отца Михаила в Костромскую епархию нужные документы у него были.
- Но кто мог их выдать такому неблагонадежному человеку?
- По его словам, это случилось в Тирасполе во время вооруженного конфликта.
И кто ему там в этом способствовал, сейчас установить сложно.
- Каким же образом ему удалось собрать вокруг себя верующих?
Ведь люди видели, что батюшка ведёт себя неподобающе сану...
- К сожалению, многие люди канонически не грамотны, суеверны, ими управляет страх. Мы гораздо охотнее верим в то, чего не может быть, чем в то, что существует. Часто священников уподобляют колдунам. Видимо, то же самое произошло в нашем случае...
Источник: http://www.mk.ru/blogs/idmk/2003/01/22/mk-daily/5212/
----------------------------------------------------------------------------------